Вильям Похлёбкин (20 августа 1923г. — 30 марта
2000г.)
Уверена, что большинство обывателей даже не догадываются о
том, кем же был этот человек, хотя его фамилия оставила заметный след в мировой
истории. Да, согласна, сочетание имени и фамилии довольно странное, но, поспешу заверить в
том, что данная личность была совершенно реальной.
Дело в том, что Вильям Васильевич считается одним из лучших
историков-скандинавистов (кроме того, является кандидатом исторических наук) и
его основной научной работой считается «История внешней политики Норвегии», а из
популярных его исторических трудов знаменита книга «Великий псевдоним» – о
Джугашвили, который стал Сталиным. Несмотря на всё это, мировую славу Похлёбкину
принесло его увлечение – исследование кулинарного искусства. Этому
делу Вильям Васильевич посвятил более 50 книг, общий тираж которых во всём мире
оценивается в 100 миллионов экземпляров! Все его книги по кулинарному искусству
являются довольно занимательными, так как содержат не только рецепты, а и
методы обработки и приготовления различных продуктов, и множество малоизвестной
исторической информации. Именно поэтому каждый уважающий себя кулинар-новичок
просто обязан ознакомиться с трудами товарища Похлёбкина, который, один из
немногих, реставрировал давно забытую русскую национальную кухню в её лучших
проявлениях.
Дипломатическая или научная карьера не прельщала Вильяма
Похлебкина, и, в отличие от многих своих сверстников, к вершинам он не
стремился, а просто старался найти истину.
Его же увлечение кулинарией началось внезапно. Хотя
Похлёбкин не был гурманом и питался просто, во время совместной жизни со второй
женой Евдокией он готовил вкусно и с выдумкой. Еда по Похлёбкину — не проблема
желудка, «а проблема сердца…, проблема восстановления национальной души».
Например, по мнению Похлёбкина, существуют блюда, не исчезавшие из русской
кухни более тысячелетия, такие, как щи с чёрным хлебом. Похлёбкин упомянул
«неистребимый ничем аромат щей, щаной дух, который всегда стоял в русской избе».
Сравнивая русскую кухню с французской, Похлёбкин упомянул не имеющие аналога во
Франции квашеную капусту, солёные огурцы, сухие белые грибы, сметану и хрен.
Благодаря таким интересным деталям, Вильям Васильевич через «кухню» открывал
многим читателям большой пласт человеческой культуры, за что и получил
призвание публики.
Самые
известные кулинарные труды Вильяма Похлёбкина:
- «История водки», 1991
- «Национальные кухни наших народов», 1978
- «Тайны хорошей кухни», 1979
- «Моя кухня и моё меню», 1999
- «История важнейших пищевых продуктов», 1997
- «Кулинарный словарь», 1997
Из книги
«Поваренное искусство»:
«При наборе в
географическую экспедицию молодым людям задавали вопрос: умеете ли вы готовить?
Многие отвечали утвердительно. А когда их попросили уточнить, что же они умеют,
то оказалось: вскипятить воду, отварить вермишель, сосиски, поджарить сосиски,
разогреть консервы, сварить суп из концентратов. И самое поразительное – никто
из них не шутил. Они искренне полагали, что в этом и состоит умение готовить».
Из книги
«Национальные кухни наших народов»:
«Сезонность
питания – это значит, что меню лета, осени, зимы и весны должны существенно
отличаться друг от друга, и поэтому не стоит, скажем, стремиться зимой есть дорогие,
но не свойственные этому времени зеленые огурцы и помидоры. Ничего полезного
они не несут, но зато приводят к дисгармонии обмена веществ, особенно в
условиях русского климата, ибо зимой крайне полезны и нужны квашеные, богатые
ферментами овощи – соленые огурцы, капуста, моченые яблоки, соленые грибы и
т.п. в сочетании с жирной мясной пищей, помогающей легко переносить русские
морозы».
Из книги «Моя кухня и моё меню»:
«Одно из моих
кредо – жизненных, общественно-политических и кулинарных – состоит в том, что
нельзя игнорировать историческое прошлое – как в общечеловеческом мировом
масштабе, так и в национальном. Иначе история неизбежно будет мстить за себя –
невеждам, самодурам и выскочкам, забывшим, что мир существовал задолго до их
появления на свет. В отношении кулинарии это означает, что, во-первых, нельзя
не считаться с историей развития питания человека, который за миллионы лет
физиологически постепенно приспособился к определенной системе питания, которая
включает обязательно кулинарно обработанную пищу, то есть непременно горячую
(вареную, жареную, печеную, кандированную)... Во-вторых, надо сказать и о связи
с национальной истории с питанием людей в каждой отдельно взятой стране. Дело в
том, что нельзя абстрагироваться от того, в какой ты живешь стране, и надо
учитывать это при организации своего питания. Страна определяет не только общие
природные условия нашего обитания, но и создает некие типичные условия нашего
снабжения продуктами. Это необходимо иметь в виду, даже если имеется возможность
закрыть глаза на местный рынок и ориентироваться исключительно на валютные
супермаркеты. Предки, которые передали нам свои гены, в конце концов, не
простят. Отомстят. Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать в своем питании
национальной кухней своей страны. Как говорится, каждому свое...»
А мы... жуем и не отдаем себе отчета, что эта
сфера не менее важна, чем литература, религия и даже мораль вместе взятые. Ибо
без обеда нет беседы. Нет мысли, нет вдохновения, нет полета фантазии, нет
гениальных прозрений, нет ни открытий, ни изобретений. Нет жизни,
существования...
Из
вступительной главы к книге
В.В. Похлёбкина «Кулинарное
искусство века»
Последние годы жизни Вильям Похлебкин прожил затворником
в маленькой квартирке в Подольске (Московская область), где не было ни
телевизора, ни стиральной машины, ни телефона. Жил не богато, а выглядел так и
вовсе довольно запущено — небрежно одевался, одну и ту же одежду мог носить
годами. И в это же время, в его квартире хранилась огромная коллекция
уникальных книг по русской истории, дипломатии и кулинарии, а так же, по
слухам, редкие документы, вроде верительных и жалованных грамот XIV и XVI
веков. Возможно, именно это собрание редкостей и послужило причиной смерти
Вильяма Похлебкина: в марте 2000 года его нашли убитым в собственной квартире.
Впрочем, по словам родственников, ничего ценного из коллекции не пропало, так
что настоящие причины трагедии, и ее виновники, так и не найдены.
Светлая память этому удивительному русскому Человеку!
ОтветитьУдалить